Лучшее путешествие для Вас на Дальнем Востоке

Рассказ "Белое безмолвие"

Все года и века и эпохи подряд

Всё стремится к теплу от морозов и вьюг

Почему ж эти птицы на север летят?

Если птицам положено только на юг

 В.С. Высоцкий

Автор  Иван Бахтин " Белое безмолвие"

                      Вступление

 Как-то так получилось, что не малое количество людей поучаствовало в моей подготовке к путешествию по Охотскому морю на восток, северо-восток от Магадана. Были среди них товарищи, друзья, а были и случайно узнавшие о моих намерениях.

Всем им, активно включившимися и поддержавшими меня, Большое Спасибо!

Это продолжение моего путешествия по Охотскому морю, начатого в Николаевске-на-Амуре в 2014 году.

             3 июля стартовал на надувном моторно-парусном судне – тримаране, из Нагаевской бухты в г. Магадан. Экипаж: я - Иван Бахтин и пёс Туман.

 До острова Завьялова шёл, то вспоминая как ставятся паруса, в слабый от 2 до 5 м/с, ветер: грот и стаксель, то тренировался заводить движок «Ямаха 9.9», в штиль. Но у мыса Северный поймал всё же сильный, с резкими порывами, временами до шквального, ветер. Несколько раз окатило волной. А лодка, накачанная, при левых галсах, создавала эффект крыла и казалось, что сейчас перевернёт. Решил, что больше накачанной её возить не буду.

 Зашёл в бухту Рассвет острова в 00 часов под движком. Сейчас белые ночи, светло. Бухта узковата, если иметь ввиду, что может подплыть медведь. Попытался вначале встать где пошире, ближе к выходу в море. Но здесь болтанка. В 4 ночи перешёл к западной стенке, здесь хоть и много камней, зато тихо.

 На море штормит, решил не терять время и порыбачить на удочку. Вначале на кусочек сала поймал минтая, затем на его мясо четырёх ершей, с десяток наважек и пару камбалюшек. Десантировался на лодке на берег и спрятавшись за камнем от ветра, начал варить на микро плитке, используя газовый баллончик.

  Вначале послышался гул вертолёта, а позже появился и он сам. Белый с зелёными пятнами и красной звездой. Сделав 4 круга, он приземлился на противоположном, в конце бухты, берегу. Я как раз доварил и на лодке вернулся на судно. Из вертолёта их высыпало человек, наверное, 6. Они побежали вверх по ручью, к брошенным, в большинстве сгоревшим домикам. Вероятно, они подумали, что там в этих развалинах бывшей рыбной базы, могут прятаться не то шпионы, не то браконьеры. Затем от группы отделились двое и я понял, что эти движутся по мою душу. Сижу, сохраняю спокойствие, ем уху. Через минут 20 они приблизились, один с автоматом, другой с пистолетом и попросили меня на лодке подплыть. Я взял документы и заработал вёслами. Пограничники проверили мои бумажки: удостоверение яхтсмена, 2-й экземпляр уведомления, разрешение на выход в море. Поговорили о том о сём. Претензий ко мне нет. Я спросил, в чём проблема? Они ответили, что острова отныне (Спафарьева, Завьялова, Ямские) являются погранзоной и пребывать здесь можно только с разрешения. У меня все документы в порядке. Затем один из них спохватился и вытащил из рюкзачка полный сух паёк и вручил его мне. Мы пожали руки, я погрёб обратно, а они пошли к вертолёту, откуда оставшиеся там, следили за нашими «переговорами». Действительно, вдруг я шпион и начну перестрелку?

… Держу курс от о-ва Завьялова к п-ву Кони. Путь не простой. Вначале 50 км по открытому морю, затем 70 км вдоль берега без права остановки около него, так как бухт не будет и спрятаться от шторма, ветра, наката будет негде до самой бухты Сиглан в заливе Забияка. Поэтому, если решился на переход, то одолеть нужно в один рывок. Вначале была хорошая волна, слабый ветерок.

 Неожиданно вокруг моей посудины начали прыгать дельфины. Я не удивился, Антонов Руслан мне не раз говорил, чтобы я держал наготове видеокамеру. Именно у этого острова их регулярно отмечают рыбаки. Продолжалась эта встреча минут десять.

  Покидаю берег острова. Пересекаю морскую гладь. Полуостров Кони. За весь день хода ни разу не увидел ни одного его фрагмента. Благодаря штилю скорость хода была в основном около 10 км/час.  В полном, густом и низком тумане к 22 часам приблизился к бухте Сиглан. Судя по карте, 2/3-х бухты, в основном северная часть – осушка. Решил приблизиться к берегу, чтобы иметь представление о нём. Рассмотрел огромадные камни, метров до 3-10 в поперечнике на разном расстоянии разбросанные от береговой линии, когда почти не наскочил на них. Отвернул в сторону центра. Сбросил скорость, походил по широкой, с течением, ветреной бухте, замеряя глубины. А они были то метр, то два, три. В итоге боясь осушиться, вернулся ближе к выходу и встал на кошку (маленький якорь) на глубине 10 м.

 Несколько дней пробыл в бухте, во время подъёма тумана, исследовал её. Нужно знать где имеется на берегу плавник (редкость в этих местах) для разведения костра, где удобно подойти к берегу для высадки на него напарника.

 Иду вдоль берега на расстоянии до 2 км, который то открывается своими скалами, кекурами, долинами, то скрывается в туманной мгле.

 Не доходя км 7 до мыса Братьев встретил на якоре стоящих два спаренных судна. Подошёл спросить о погоде, т.к. обнаружил, что рация (16 канал) у меня села. Рыбаки пригласили к себе. Со старпомом поднялись к компу, посмотрели метео карты. Затем прошли на камбуз, где я отведал борща, девчата заправили мне термоса чаем. … Судно с Владивостока, уже на рыбалке команда из 25 человек 4 месяца. Когда спустился по трапу, обнаружил крафтовый мешок с консервами у себя на тримаране и надпись на нём «от экипажа СРТМ-к «Ленск». Новых путешествий. Новых открытий. Доброго пути!!! Подпись». Приятно, конечно. Спасибо!

 За мысом Братьев, судя по карте, небольшая бухточка, решил проверить. При заходе увидел строения, а чуть позже маленький трактор движущийся по отмели. Ясно, есть люди. Кругом камни, не дошёл до берега метров 100 и подплыл к берегу на лодке. Встретили метеорологи из Новосибирска, Ильнара и Александр Хакимовы, они по контракту здесь на 2 года. Показали мне проход и я подошёл на своём корабле ближе. Метрах в 40-50 от песчаной косы бросил кошку-якорь.  Прошли в дом, за чаем хозяева рассказали о житье-бытье. По словам Александра косолапых здесь много, приходят практически каждый день, иногда и днём. Я здесь увидел 7 медведей, а один прошёл ночью в 40 м от тримарана по краю косы и его следы были до 10 м от дома метеорологов. Их собаки чуют их и активно лают. Но этот, вероятно, не очень их боится. Александр говорит, что часто и днём приходит пестун, сядет и смотрит на лающих собак.

Утро. Туман густой. Покидаю приветливую семью. Пересёк залив Бабушкина, около 45 км, по навигатору и компасу. К мысу Бабушкина подходил осторожно, в разрежениях тумана увидел сам мыс, но скоро потерял его из вида. Зашёл в полном тумане и обследовал бухточку Промежуточная залива Кекурный, измеряя линем глубины. При 8 метрах (в момент замера) остановился. Поставил большой якорь. Берег в основном, а п-в Этыкэн полностью скалистый, с глыбами в воде.

   К часам 9 появились в море просветы, ветерок слабый, западный. Вышел. Пересекаю залив Кекурный к мысу Средний. Мне нужно перед Ямскими островами где-то остановиться на промежуточную ночёвку. Ямские о-ва, это очень серьёзно. Здесь мощные течения. Даже суда идут на Эвенск только в прилив и только в отлив выходят обратно. Иначе, говорят, стоят на месте, не хватает мощности двигателя. Но есть для меня проблема: нет по пути хороших мест отстоя.

 Идти пришлось при сплошном тумане. Пытаюсь в изрезах берега высмотреть укрытие, приходится приближаться к скалам, иногда, до 30 – 50 метров, иначе ничего не видно. Бросить якорь пришлось в 150 м от берега, у скал. Через минут 5, в устье ручья вышел взрослый бурый медведь. Покрутился, рыбу в ручье не увидел и по берегу, мимо меня, пошёл к другому водотоку. Я выстрелил из сигнальной ручки пару раз, он нехотя побежал вверх по склону сопки и исчез. Накачал лодку, с Туманом сплавали на берег, прогулялись. До вечера, иногда, выглядывает солнце, высокая облачность. Но с моря натягивает туман.

 Судя по графикам приливов, он будет до 8 утра. Хочу выйти часа в 3 ночи, чтобы с водой пройти мимо островов. В планах или зайти в заливчик Удача, или сразу до метеостанции Брохово, что на Ямской косе, в осушаемом заливе Переволочный.

16 июля. Не спал. Смущает духота, это впервые, обычно ночью холодно. Прилёг лишь, чтобы отдохнула спина. Встал в час ночи. Небо всё в грозовых чёрных тучах. Первый раз ночью тепло, налетело много комаров, первый раз лежу в палатке без вязаной зимней шапочки. Ясно, что происходит изменение в погоде. Предполагаю, что к утру задует ветер, поднимется волна и будет шторм с дождём. Если будет непогода то и здесь придётся не сладко, место то открытое полностью. Какой смысл тянуть время? Может выйти прямо сейчас? Вода от береговой линии визуально отделяется. Может успею проскочить, вдруг непогода будет не раньше часов 6-8? Если идти обратно, но это только в бухту Промежуточная. Израсходую бензин, потом точно не хватит до Эвенска. Трудно принять решение, а принимать его нужно прямо сейчас. И от того, какое оно будет, может зависеть многое … Решено, всё же попробую идти.

 В 1-30 вышел. Прошёл мимо мыса Чёрный, держу направление на мыс Толстой. Идти пока нужно строго на восток, а за м. Толстой повернуть на север. У этого мыса, как рассказывают бывавшие там – водовороты, толчея волн, сильное течение и желательно мыс обойти подальше дугой.

 От мыса Чёрный до мыса Толстой меня сопровождает волна и сильный северо-восточный ветер, периодически до ураганных порывов. Иногда от вант, мачты исходит вой, а ведь первый свист появляется при 15 м/с. Думаю, что порывы до 20-30 м/с, а может и больше. Тримаран сразу разворачивается носом по ветру и выправить можно только если давать полный газ и одновременно выворачивать синхронно сам движок и перо руля. Я уже понимаю, что если здесь за скалами так дует, то там, на открытом пространстве будет сплошной ураган и шторм. Иду медленно-медленно, всё время борясь с ветром. Мысли враздрай. Что делать? Решил пока дотянуть до мыса Толстой. Понимаю, что этого не будет, а всё же надеюсь, что ветер приутихнет к моему подходу. Фантазирую, что течением мою посудину затянет в залив Шелихова против ветра. Парусами не пользуюсь, так как прилив до 8 утра и галсами против ветра- долго, не успею. А если не успею, пройдя острова, спрятаться в заливчике Удача, то силой течения «выплюнет» тримаран обратно. Вот начинаю обходить мыс, в густом тумане проявился один из островов. Скорее всего о. Атыкан.  Стрелка на навигаторе забегала по сторонам, не понимаю. Присмотрелся, а меня уносит от мыса на юг, в открытое море, кормой вперёд. Даю полный газ, пытаюсь устоять против ветра носом судна, но тщетно, пробиться вперёд не получается – сдувает. В этот момент румпель выдёргивается из кисти и двигатель падает в воду. Думал, что его нет совсем – утонул. Но вижу, что он болтается на транце. Пытаюсь в панике вытянуть, не хватает сил. Нахожусь в растерянности с минуту, смотрю по сторонам, меня с судном понесло, мыс удаляется. Подбегаю к рундуку, где хранятся карты, навигаторы, видеокамеры, смотрю на часы – 5:25. Пришёл в себя, откручиваю барашки, отсоединяю двигатель от транца. Главное теперь его не выронить. Привязываю его на всякий случай. Тяну, не сразу, но вытащить его всё же удаётся. Расправляю стаксель. Это, правда, тоже не сразу получается. Верёвки трепещут, дёргаются, заплетаются. Парус натянут, понесло со скоростью 12-15 км/ч. А ведь это без основного паруса – грота. Всё, путь на Ямские о-ва закрыт. Теперь это ясно без сомнений и надежд. Иду к бухте Промежуточная в заливе Кекурный, где ночевал предыдущей ночью. От мыса Толстой до мыса Чёрный просто лечу, иногда от порывов судно слегка, кажется, что кренится. Главное не перестараться, чтобы не сломало напором ветра мачту. Но перед мысом Средний ветер утих и я поставил грот. Скорость около 10 км/ч. Но вот я вхожу в залив Кекурный и ветер гаснет. То подует метров 5-8, то 1-3 м/с. А пройдя около половины залива, стал попадать в штиль. До бухты Промежуточная остаётся 2 км и паруса упали совсем на целый час. Ещё ловлю остатки прилива. Подгребу лопатой справа и оно идёт левее, подгребу слева – правее. Как-то мыс Внутренний бухты появился минуты на 3 и пропал в тумане. Ориентируюсь по запасному навигатору, он с картой. А мой основной навигатор не показывает направление, т.к. нет скорости. Но скоро течение прекратилось и чуть погодя начался отлив. Меня стало относить в сторону моря. Посмотрел глубины на карте, 50-80 метров. Якорь ставить не реально, у меня нет такого количества верёвок. Конечно, если понесёт к скале, или уж неумолимо в море – придётся бросить якорь, чтобы хоть притормозить. Наконец-то появился ветерок 0.5; 0.2; 0.8 км/ч., чередуясь с 0.0 км/ч. Но продвинуться к мысу Внутренний, бухты Промежуточная удалось до 900 метров. И, вновь ветер стих. Обидно, прошёл около 45 км и когда осталось менее 1 км, стою и начинаю уходить от цели. Периодически вспыхивает мысль «движок завести», но тут же вспоминаю, что у меня его нет. Сейчас от меня мало что зависит. Может понести к скалам, а берега в основном из них, может в открытое море. Хорошо, если прибьёт где-нибудь у ручья в долинке. Нет, от меня, немного зависит – могу бросить якорь. Но пока тяну время, надеюсь ещё на что-то. Отнесло течением до почти двух км и вновь ветерок зашевелился, то чуть дунет с одной стороны, поправишь стаксель, а он уже еле-еле колышет парус с другой. Но, всё-таки каким-то образом, когда я уже и не надеялся, на почти штилевых дуновениях подошёл к мысу Внутренний. Вначале стоит большая скала, её желательно обойти, чтобы уйти от течения и возможного, потом, ветра. Вошёл в начало бухты кое-как. Вспомнил, что сама бухта не удобная, если задует – открытая, с камнями по берегам. Подошёл к скалам, показалось, что за ними будет хорошее укрытие от ветра. На 14-метровой глубине бросил якорь с 62 м капроновым фалом и цепью. Верёвка натянулась в 120 м от скалистого высокого берега. Внутренне как-то расслабился, от моря и скал уйти, кажется, удалось.

 Густая морось. 19 часов. Отбил на навигаторе точку остановки, залез в палатку и лёг спать.

17 июля. Проснулся в 00-05 (ночи) от гула. Я смотрю на навигатор и отмечаю, что периодически якорь понемногу перемещается. Поставил новую точку, сносит метр, десять, тринадцать. Спустил лодку, чтобы её ветром не подбрасывало. Наше, с Туманом, судно, подлетает на верёвке. А ветер ураганный, мачта и такелаж гудят и свистят. Неужели нас неумолимо приближает к скале? Я отчётливо понимаю, что если якорю не удастся закрепиться в камнях или порвётся верёвка-фал – у нас шансов не будет. Достал дневник и карандашом, кое-как, удерживая его двумя руками, накарябал запись, чтобы в случае нашей гибели, была ясна причина. Но вот вроде якорь где-то закрепился, но в итоге снесло на 40 метров. Дует прямо на отвесные скалы, если там окажешься - на них нет никакой возможности выкарабкаться ... Хотя там с огромной силой бьют волны о скалы и утопит, вероятно, сразу. Сижу и почти всё время смотрю на маленький экранчик, где цифры показывают наш снос или остановку. Пытаюсь во тьме и тумане рассмотреть скалы, чтобы визуально представить расстояние до них. … Так продолжается до 2 ночи, а затем ветер утих метров до 10 в секунду. Стал более ровным, без ураганных порывов. Волна стала меньше, на ней уже так не швыряет. Неужели выживем?

 Пытаюсь вздремнуть, от качки кажется, что тримаран движется. Смотрю на навигатор, нет, стоим на месте. Как-то очередной раз проснулся, загорелся экран, появились цифры и я пришёл в ужас, смещение 120 метров. Выглянул на улицу, сквозь туман просматриваются фрагментами скалы – далеко, метрах в 80-90. Ветер поменялся и дует вдоль скал. Ясно, судно переместилось в обратную сторону и поэтому такие цифры. Отбиваю точку ещё в этом положении.

  Постоянно моросит. Встал в 9-30. Перекусили с напарником сух пайком. Выгулять мне его не удастся, я уже говорю ему, мол гадь на палубе, я уберу. А, что делать, раз поставил я его в такие условия?

 Натянул тент на гик, к трубе подвязал винтом кверху движок, выкрутил свечи. Но разве просушишь хорошо так, если моросит? Днём временами морось исчезает. Восстановил переломленную трубку, которая упором (укосиной) держала транец в вертикальном положении. Только была трубка из Д16Т, теперь будет из АМГ. Отпилил по размеру, просверлил отверстия, поставил её взамен сломанной. Почистил свечи, к вечеру их вкрутил, поставил движок на транец, подёргал раз 30 – не заводится. Собственно, и не очень надеялся.

 В 6-00 залаял Туман. Дело в том, что на кого он может лаять на воде? На нерп не лает, дельфинов, касаток, китов видел – не лаял. Я удивился, выглянул. Медленно приближается катер «Скиф». Трое мужиков рассматривают мою посудину и удивлённо думают, кто и почему здесь может быть. Подошли близко и я объяснил им ситуацию. Рудаков Сергей, который за штурвалом, спросил меня, не отбуксировать ли тримаран в находящуюся в этом заливе, в 10 км отсюда, базу, где есть человек. Я ответил, что это было бы совсем не плохо.

 Я начал вытравливать верёвку с якорем и очень удивился, что тот легко ушёл от грунта. Т.е. он просто где-то там упирался в камни.

 Пятнадцатиметровой верёвкой на катере мужики легко протянули 10 км. На косе я увидел лишь несколько каких-то палок. Спросил неуверенно их, а есть ли баня? Они рассмеялись и сказали, что и баня и тёплые домики имеются рядом, но их не видно отсюда. А также разные продукты, а если затем понадобится, то необходимое количество бензина можно взять. Посигналили несколько раз и на моторной лодке подплыл парень. Я на глубине метров трёх (середина отлива) бросил якорь с верёвкой в 30 метров. Катер тут же повернул на выход из бухты. Вениамин или Веня, как представился парень, доставил меня и Тумана на базу «Кулу Сафари». Затем мы прокатились ещё, вывезли все мокрые вещи. Сразу растопили душевую. Вещи развесил по кухне, принял горячий душ, побрился, напился горячего чая. Здорово! Как мало человеку нужно для счастья! До 6 утра сидел на кухне, монтировал фильм.

Пару дней на кухне около печи, подвесив движок с выкрученными свечами, к потолку – сушил его. Затем не сразу, но всё же в бочке удалось завести. Новая проблема – не идёт струйка воды охлаждения. Но, почистив там-сям, побрызгав в каналы «wd-40», удалось и этого добиться. Теперь ещё нужно позаниматься с транцем. Дырки в трубке-укосине в 5 мм от концов её. Боюсь, что может вырвать транец ещё раз. Хочу усилить эти слабые места.

 Пару раз порыбачил сеткой. Поймал десятка три хвостов горбуши. Сделал икру, наварил ухи из голов, нажарил на сковороде. Веня рыбу не ест. Зато я и собаки отрываемся.

  За эти дни видел недалеко от базы с десяток медведей, а Пальма, местная лайка, ночами периодически лает на них. Спится с перерывами, прислушиваешься к её голосу. Когда она начинает передвигаться и лай становится неровным – выходим, светим фонарями. Медведи ходят то в 300, то в 100 м от базы.

 Туман же только хорошо ест, на медведей не реагирует.

  Итак, струйка охлаждения появилась, теперь работает двигатель только на обогащённом топливе. Разобрал карбюратор, поводил пальцем «по небу» и, непонятно отчего – заработал нормально. Правда с самого начала при реанимации после потопления, движок работает с грохотом внутри.

  Позвонил по спутниковому телефону Новикову Олегу в Магадан, он даёт мне хороший прогноз погоды на Ямские о-ва и север Камчатки. Решил рискнуть, пройти мимо островов и не сворачивая, строго на восток через открытое море, до столицы Корякии – Паланы. Прикинул, что двое-трое суток без сна выдержу.

 Раннее утро, стрелки часов показали – 6. Тихо, штиль. Иду на двигателе. Смущает, конечно, грохот в движке, но что теперь поделаешь? Пока мне нужно выйти из большой, км на 30 бухты, чтобы затем пойти на мыс Средний. Километров через 5-7 хода, обратил внимание, что струйка воды охлаждения не идёт. Призадумался. Это если движок заклинит, а я намереваюсь на нём выйти на Ямские, а затем в открытое море … если штиль … понесёт …? Решил, что рискованно продолжать путь и нужно возвращаться в Магадан.

 Струйка воды то пропадала, то двоилась, троилась на протяжении 50-ти км.

 Весь день был преимущественно густой туман. Вечер порадовал солнцем и высокой облачностью. Дошёл до метеостанции. Попил чая, посмотрел телевизор с Ильнарой, Александром. Они мне сказали, что на мысу Алевина п-ва Кони хороший небольшой заливчик, а наверху на пологой скале действующая метеостанция и маяк.

Вышел в 7-30. Тихо, солнце. Но всё же заливу Забияка удалось показать паруса.

 Перед мысом Алевина из далека был обнаружен пограничным судном, они примчались наперерез. С борта его была спущена резиновая лодка с 5 человеками, двое из которых были в масках. Я сразу предъявил уведомление и разрешение на выход в море. Вся процедура прошла в спокойной и вежливой обстановке. Один из низ задал всего один вопрос: «И не страшно тебе?», на что я ответил: «Всяко бывает».

 Обогнул мыс Алевина и с СЗ его стороны поставил в заливчике якорь на глубине 5 м. Вода красивая, прозрачная. Вдоволь погулял с Туманом по берегу, приплыв туда метров за 50-70 от тримарана на лодке.

Утро. В 7-30 вышел. Солнце, тихо. … Через полчаса хода обнаружил, что сзади из-за скал меня начали догонять тучи. Сразу, как только скрылось солнце, стало холодно и поднялся над водой туман. Решил на всякий случай приблизиться к ЮВ оконечности о. Завьялова, чтобы в случае ухудшения погоды спрятаться там. Но тучи дальше км 5 от п-ва Кони не пошли, их над морем растапливало солнцем. Когда пересёк условную линию: Завьялова – мыс Таран, поймал хороший ветер и поставил паруса. Прошёлся на них на скорости 7-10 км/час около 7-8 км, затем ветер утихомирился и пришлось вновь вспомнить в каком месте у меня двигатель. И теперь только перед мысом Чирикова п-ва Старицкого появился слабый ветерок. Всё, огибаю мыс с маяком и увидел Магадан.

 На берегу Нагаевской бухты около яхт-клуба меня встречают Новиков Олег, Драницын Николай, Антонов Руслан.

 Путешествие окончено, нужно готовиться к вывозу судна и вылетать экипажу в Хабаровск.

     3.07.-6.08.2016 г.      Иван Бахтин.  

 

 

 

Остались вопросы?
Задайте их нам!

Оставьте заявку и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее рабочее время.

Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных
tree ashore_3
tree in the desert
clouds in the mountains
2020 | Туристическая компания "Новое тысячелетие".
Разработка сайта - Павел Баканов
Заказать тур